Онлайн-консультация
по правовым вопросам

(495) 220-15-51

Горячая линия по вопросам
банкротства, ликвидации компании:

(495) 755-44-10

Перезвонить вам?

Повторная выездная налоговая проверка

Наиболее дискуссионным является вопрос о проведении повторной выездной налоговой проверки налогоплательщиков в порядке контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью нижестоящего налогового органа, по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и других обязательных платежей. Несмотря на имеющиеся Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 17.03.2009 № 5-П, которое практически пресекает осуществление каких-либо видов повторного контроля в отношении налогоплательщиков, выигравших судебные разбирательства и имеющих вступивший в силу судебный акт, вопрос о проведении такой проверки остается открытым. Как следует из Постановления Конституционного суда повторная выездная налоговая проверка, проводимая вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, осуществившего первоначальную выездную налоговую проверку, должна отвечать критериям необходимости, обоснованности и законности, с тем чтобы не превращаться в неправомерное обременение для налогоплательщика.

Высший арбитражный суд Российской Федерации в Постановлении от 16.03.2010 № 14585/09 дал свою трактовку этому постановлению, указав, что выводы Конституционного суда Российской Федерации не следует распространять на случаи, когда судебное решение по первой налоговой проверке вынесено только по процедурным основаниям. По мнению Высшего арбитражного суда Российской Федерации правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации основана на недопустимости повторной выездной налоговой проверки, если предполагается, что ее результаты могут вступить в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными не предусмотренным по установленной процессуальной процедуре судебным актом.

Необходимо отметить, что из указанной выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации не вытекает необходимость формального подхода к применению положений пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, напротив, она нацеливает на необходимость в каждом конкретном подобном случае исследовать вопрос о том, исключает или не исключает повторная выездная налоговая проверка принятия по ее результатам решения, вступающего в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными действующим судебным актом.

Названная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации не охватывает случаев, когда объективно исключена возможность возникновения указанных противоречий, в частности, если при рассмотрении другого дела суд не давал оценки доказательствам и фактическим обстоятельствам, а также сделанным налоговой инспекцией на их основе выводам, обоснованность и законность которых являются предметом контроля вышестоящего налогового органа при проведении повторной налоговой проверки. Кроме того, предметом контроля могут являться оценка эффективности проведения первоначальной налоговой проверки в части выявления нарушений налогового законодательства, а также сделанные в ходе данной налоговой проверки выводы об отсутствии таких нарушений.

Таким образом, повторная выездная налоговая проверка представляет собой разновидность выездной налоговой проверки, проводимой независимо от времени проведения предыдущей налоговой проверки по тем же налогам и за тот же период. Иными словами, при назначении повторной выездной налоговой проверки не действуют ни ограничения на количество проверок в отношении одного налогоплательщика в календарном году, ни ограничения на вторичную проверку одних и тех же налогов за один и тот же период.

В ходе повторной проверки налоговый орган заново исследует документы, хозяйственные операции налогоплательщика и прочие документы, которые уже ранее подверглись изучению.

Исходя из сказанного, налогоплательщикам надо очень внимательно относиться к подготовке документов во время выездной налоговой проверки, а также грамотно разработать план возможного судебного разбирательства, чтобы свести к минимуму право инспекции назначить повторную выездную налоговую проверку.



Комментарии (0)


Сегодня у нас в производстве 223 дел

из них:

банкротство фирмы - 84
регистрация фирмы - 24
ликвидация фирмы - 28
изменения в учредительные документы - 32
реорганизация предприятия - 55

Обновлено: 05.10.2017

Круглосуточная горячая линия:
(495) 755-44-10
Хотите, перезвоним
вам прямо сейчас?
Если вы не нашли на сайте нужную информацию, мы будем рады ответить на все вопросы по телефону
Заказать звонок
Ваша просьба успешно отправлена!